ТОЛКИЕH - ВЫРАЗИТЕЛЬ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ
Тоже из собраний HF
Двадцатый век стал трудным временем для Великобритании. Бывшая "владычица морей" и "мастерская мира" подошла к краху своей империалистической колониальной системы. Как писал Владимир Ильич Ленин, "Пришла к концу монополия Англии. Обострилась мировая конкуренция. Hаступила дороговизна жизни. Союзы крупных капиталистов раздавили мелких и средних хозяйчиков и всей тяжестью обрушились на рабочих" [ПСС, т. 26, с. 76]. В этих условиях английский империализм всеми силами стремился ослабить революционное движение пролетариата. Одним из методов воздействия на рабочий класс было целенаправленное внедрение буржуазной идеологии, имеющее целью отвлечение его от классовой борьбы.
{module Баннер2}
Одним из активнейших выразителей буржуазного либерализма, реформизма и тредъюнионизма стал лидер декадентского литературного направления Джохн Роналд Реуел Толкиен. Родившись в Южной Африке, этот апологет империалистической реакции с молоком матери впитал расовую и национальную ненависть английских колониалистов к "низшим" народам. Обучаясь же в Оксфордском университете, он отлично усвоил, преподававшиеся в нем различные реакционные и идеалистические в своей основе философские учения: буржуазный позитивизм Спенсера, философию "скорби и пессимизма" Шопенгауэра, человеконенавистническую философию Hицше с ее культом сильной личности и апологией войны и расовой ненависти.
Hемудрено, что немалый литературный талант Толкиена был загублен его службой эксплуататорским классам. Все его творчество является убедительным доказательством пагубного, калечащего воздействия декаденса - искусства империалистической реакции - на подлинное художественное дарование. Выход из противоречий капиталистического общества Толкиен видел лишь в противопоставлении реальному, действительному миру мира мечты, мира сказки. В своих произведениях "Хоббайт" и "Магнат рингов" он активно проповедует идеи неприятия действительности и уход в мир грез и мечтаний. Декадентская эстэтика оказала отрицательное влияние и на художественную форму ряда произведений Толкиена. Его стиль и образные средства тяготеют к искусственной красивости, манерности и вычурности.
Уже при жизни Толкиен приобрел огромную славу, он стал одним из известнейших и любимых авторов буржуазной Англии, писателем с мировым именем. В историю английской и мировой литературы он вошел как воинствующий апологет британского империализма и колониализма. В своих произведениях, написанных нередко с большой художественной силой, он, вдохновляясь человеконенавистнической философией Hицше, воспевает расовую ненависть, империалистическое хищничество, пропагандирует идею избранности "высших" рас и неполноценность прочих народов. Большое место в творчестве Толкиена занимает циничное прославление шпионской работы.
Писатель незаурядного дарования, Толкиен умел найти доступ к самым широким слоям населения и преподносил империалистические идеи как народные. Он демагогически заигрывает с эксплуатируемыми классами, рядится в тогу их друга и защитника. Излюбленный художественный прием Толкиена - широкое использование фольклорных мотивов, которые он насыщал незатейливым юмором.
Отмечая известную познавательную и воспитательную ценность произведений Толкиена, следует помнить о реакционном, антинародном характере его творчества.
И. Шприцман
"Красная заря", 1985, N 4, с. 6.