В ходе раскопок в пещере Кан-Садурни (Бегес, Каталония) члены Общества по доисторическому и археологическому исследованию Гарраф-Ордаля (CIPAG) совместно с Научным семинаром по доисторическому исследованию в Университете Барселоны (SERP) нашли часть керамической статуэтки человека с одной целой рукой и основной частью второй руки. Хроностратиграфический компонент статуэтки делает ее самой древней глиняной фигуркой человека в доисторической Каталонии: она датирована приблизительно 4500 годом до нашей эры. Следовательно, ее возраст – около 6500 лет.
Эта самая древняя статуэтка, найденная на Пиренейском полуострове, является важным доказательством того, что Кан-Садурни являлась местом встречи жителей близлежащих территорий в эпоху неолита. Это – не первое открытие, сделанное в данной пещере, где исследователи CIPAG работают уже на протяжении 34 лет, и где ранее были обнаружены самые ранние доказательства производства и потребления пива. Эти открытия означают, что Кан-Садурни, возможно, была местом проведения религиозных праздников, в ходе которых потреблялись редкие продукты. Кроме того, здесь, возможно, проводились другие ритуалы с символическими обозначениями природы – любые виды важных праздников, во время которых соседствующие группы собирались вместе, чтобы обеспечить свое экономическое, идеологическое и половое репродуцирование.
Фигурка относится к началу среднего неолита, а точнее, открытие было сделано в 11-м слое (посткардиальный средненеолитический 1a) на месте его контакта со слоем 11b (посткардиальный ранненеолитический 0). Статуэтка (на настоящий момент найдены ее туловище, шея и правая рука) изображает человека, вероятно, мужчину. Сохранившийся фрагмент имеет 8 см в высоту, 1,9 см в толщину, а его ширина зависит от места измерения: 2,5 см в талии, 4 см в груди (если мы принимаем во внимание сохранившуюся руку) и приблизительно 5,5 см на том уровне, где мы можем представить две вытянутые руки. Вероятно, в изначальном варианте статуэтка была 16-18 см высотой.
Хотя это невозможно четко увидеть невооруженным глазом, но при исследовании статуэтки с помощью специального освещения можно заметить две линии; вероятнее всего, это резьба, воспроизводящая некоторые элементы одежды и украшений. Обычно подобные изваяния одеты в человеческую одежду, но у них нет четких половых признаков, поэтому чаще всего единственным элементом, который позволяет определить пол, является грудь. В случае бегесского открытия отсутствие женской груди позволяет предположить, что это, вероятно, мужская статуэтка. Мужская атрибуция является новшеством для Пиренейского полуострова, потому что до сих пор более 80% подобных средиземноморских и европейских статуэток были женскими.
Существование левой руки довольно очевидно, так как на противоположной стороне присутствуют следы излома. Ученые надеются, что рука будет найдена в ходе последующих раскопок. Обе руки имеют вертикальные отверстия. Эта особенность указывает на то, что статуэтка свисала со шнура или кожаного ремня. Шнур, возможно, использовался для того, чтобы вешать статуэтку на шее человека или в пещере. Шея статуэтки почти полностью сохранилась. Как у большинства статуэток того времени, голова, возможно, была съемной и сменной и вставлялась в отверстие в шее.
В местах расселения неолитических балканских и западносредиземноморских культур были найдены примеры отдельных голов, сделанных из камня, терракоты или керамики. Большинство исследователей полагают, что эти головы были сменными и часто делались из дерева, чем объясняется немногочисленность их находок.
Тщательный осмотр груди и спины статуэтки выявляет центральное и вертикальное углубления на спине, означающие позвоночник и плечи. Положение продольного раздела правой руки указывает на то, что руки статуэтки были протянуты как бы в жесте берущего. Кроме того, тазовая область имеет угол меньше 180º между талией и началом нижних конечностей, что наводит на мысль о том, что статуэтка находилась в сидячем положении или с согнутыми ногами. Неизвестно, как заканчивались ноги, но, вероятно, стопы были плоскими, как и у большинства статуэток, найденных на территории от Франции до Ближнего Востока, включая Италию, Балканы и Анатолию. Исследователи надеются, что в ходе последующих раскопок будут обнаружены другие фрагменты статуэтки, позволяющие лучше понять, как выглядел этот артефакт целиком.
Все известные факторы указывают на то, что статуэтка обладала большой символической и духовной ценностью. В литературе, посвященной такому виду статуэток, превалирует мнение, что это были изваяния с божественными признаками.
Таким образом, все характеристики статуэтки указывают на то, что в доисторические времена она была тем, что принято считать идолами. Исследователи приняли во внимание этот магический религиозный компонент, а также тот факт, что традиционно жителей Бегеса называют «Els Encantats» (заколдованные), и дали статуэтке название «el'Encantat de Begues» («Заколдованный из Бегеса»).
Раскопки в Кан-Садурни координировались профессором факультета доисторической эпохи Барселонского университета Джозепом Марией Фаллолой, а также археологом, изучающим доисторическую эпоху, и президентом CIPAG Мануэлем Эдо. Раскопки во главе с исследователями Мануэлем Эдо и Феррэном Антолином спонсировались Муниципалитетом Бегеса, Отделом культуры в правительстве Каталонии и Центром изучения Бегеса, а также другими организациями и местными предприятиями, такими как пещеры Монто-Садурни, где и расположена пещера Кан-Садурни.